V Российская научная конференция "Открытие"

Секция психологии. II место

Психологические аспекты влияния типов семейного воспитания на формирование межличностных отношений в классе

Автор: Кузьмичева Ольга, ученица 11в класса школы № 49 г.Ярославля

Научный руководитель: Куличкина С. В., психолог школы № 49 г.Ярославля

Введение

Психология семьи – в этой области никто не знает слишком много. Внутренние пружины человеческой жизни по-прежнему в основном скрыты от нас. С тех пор, как гений Фрейда вдохнул в нее жизнь, психология семейных отношений продвинулась далеко, но все же она остается молодой наукой, только намечающей очертания берегов неизведанного континента.

Лет через 50 будущие психологи, наверное, улыбнутся нашему нынешнему невежеству.

Актуальность выбранной проблематики диктуется еще и тем, что в Ярославской области осуществляется мегапроект по реформированию образования, предполагающий включение родительской общественности в контроль за качеством образовательных и воспитательных услуг. Роль психолога в работе с семьей, типы семейного воспитания, обзор литературы о семье, методы исследования семейных отношений – этим и другим вопросам посвящена данная работа.

Литературный обзор

В настоящее время существует большое количество литературы, освещающей проблемы семьи, семейного воспитания и т.д. в психологическом аспекте. Систематизация литературных источников приводит к выделению различных моделей работы с семьей. Вот некоторые из них.

1. Адлеровская модель.

По теории А. Адлера семейная атмосфера, установки, ценности и взаимоотношения в семье являются первым фактором в развитии личности. Дети учатся нормам общежития в обществе и воспринимают культуру через своих родителей. Поэтому семья и есть та первичная группа, в которой ребенок формирует идеалы и цели своей личностной системы ценностей и в которой он как человек учится жизни.

По теории А. Адлера родителям не следует наказывать детей, так как это порождает озлобленность, равную той, к которой приводит и метод принуждения и командования.

2. Учебно-теоретическая модель.

Если попытаться выразить цели учебно-теоретической модели, то можно сказать, что они направлены на привитие родителям, а через них и их детям социальных навыков поведения. Под термином "социальные навыки" понимают такое сформированное и закрепленное поведение, с помощью которого индивид может осуществлять целенаправленные действия в различных ситуациях, взаимодействуя с социальной средой. Родители, владеющие социальными навыками, своим поведением передают их детям.

3. Модель чувственной коммуникации.

Основным принципом этой модели является то, что человек ответственен за свой выбор и может изменить себя! В итоге каждый член семьи ответственен за свои поступки и свой выбор. Теплая, открытая атмосфера в семье способствует свободному самовыражению ребенка, воспитывает умение самостоятельно решать жизненные проблемы.

4. Модель, основанная на трансактном анализе.

Трансактный анализ – это психологическая теория, касающаяся взаимопонимания и взаимоотношений между людьми, которая рассматривает развитие личности в социальном окружении.

В модели постоянно подчеркивается, что ключ к изменению поведения ребенка лежит в изменении взаимоотношений между ребенком и родителями. Результаты такого качественного изменения не заставят себя долго ждать. Ведь образ жизни семьи может изменяться в результате применения методов трансактного анализа.

5. Модель групповых консультаций.

Групповые консультации должны помочь родителям справляться с проблемами, возникающими при воспитании детей. Здесь не нужны никакие структурные изменения человеческой личности, главное – помочь родителям избежать ненужных стрессов и лучше ориентироваться в различных семейных ситуациях. Во время бесед в группах родители рассказывают друг другу о своих трудностях и делятся опытом выхода из различных положений.

Цель, задачи, гипотеза и методы исследования

Цель работы: показать необходимость психологического обеспечения работы с семьей в образовательном учреждении.

Задачи:

1. Познакомиться с различными методами работы с семьей и анализа типов семейного воспитания.

2. Осуществить анализ литературных источников по данной проблеме.

3. Провести исследования влияния типов семейного воспитания на личностные отношения учащихся в школе.

4. Дать рекомендации по проблеме.

Гипотеза исследования: существует связь между позицией ученика в классе (лидерство, дезадаптация) и типом его воспитания в семье. Целенаправленное воспитание в семье обеспечивает хорошую адаптацию ученика в классе, устраняет проблемы межличностного общения и наоборот.

Методы исследования:

1. Кинетический рисунок семьи.

Тест "Кинетический рисунок семьи" Р. Бернса и С. Кауфмана дает богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого ученика. Он помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них.

2. Опросник АСВ (анализ семейного воспитания).

Опросник АСВ позволяет диагностировать тип семейного воспитания и характер его нарушений. Его можно использовать в исследовании тех проблемных семей, где есть нервные дети и подростки с явными акцентуациями характера и отклонениями в поведении.

3. Беседы.

4. Интервью.

5. Социометрия.

Способы анализа и интерпретации данных:

Группировки и типологизация – методы анализа, позволяющие связать разнородные факты в единую систему.

Простая группировка – это вид классификации данных по признакам подобия и различия.

Связывание фактов в систему происходит в соответствии с выдвинутыми гипотезами.

Признаки рассматриваются как своеобразные причины явления.

Интерпретация полученной в результате анализа вторичной информации проводится в соответствии с принятыми понятиями и гипотезами исследования.

Результаты исследования

Анализ результатов исследования приведен в таблице.

Типы семейного воспитания

Исследуемый класс

Дезадаптированные подростки

Потворствующая гиперпротекция

10%

32%

Доминирующая гиперпротекция

3%

10%

Эмоциональное отвержение

3%

21%

Повышенная моральная ответственность

17%

3%

Гипопротекция (гипоопека)

7%

Целенаправленное воспитание

67%

27%

Как видно из таблицы, только 27% дезадаптантов имеют в семье целенаправленное воспитание. В то время как 67% детей из обычного класса имеют целенаправленное воспитание, большинство из дезадаптированных подростков (32%) имеют в семье тип воспитания – потворствующая гиперпротекция. А в обычном классе число детей с таким типом семейного воспитания составляет всего 10%. Такой тип семейного воспитания характеризуется тем, что подросток находится в центре внимания семьи. Его с детства чрезмерно опекают и контролируют, следят за каждым шагом и все за него решают, подавляют малейшую самостоятельность, или безмерно балуют, спешат удовлетворить малейшее желание, без удержу восхищаются и действительными способностями и мнимыми талантами, избавляют от малейших трудностей, от необходимости самому чего-либо добиваться.

Для 21% дезадаптантов характерен такой вид воспитания, как эмоциональное отвержение, а в обычном классе эта цифра составляет всего 3%. Такой вид воспитания характеризуется тем, что он формирует и усиливает черты инертно-импульсивной акцентуации характера и эпилепсидной психопатии, ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у подростков с эмоционально-лабильной, сенситивной астено-невротической акцентуациями характера. В крайнем варианте это воспитание по типу "Золушки".

Для 10% дезадаптированных подростков свойственен такой тип семейного воспитания, как доминирующая гиперпротекция, а для детей из обычного класса – 3%. При таком типе воспитания подросток также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, лишая самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Такое воспитание усиливает ресекцию эмансипации. При тревожно-мнительном, сенситивном, астено-невротическом типах отклонений характера доминирующая гиперпротекция усиливает астенические черты.

У 7% дезадаптантов в семье тип воспитания – гипоопека. А в обычном классе нет такого типа семейного воспитания ни у одного ребенка. При таком типе воспитания подросток предоставлен себе, родители не интересуются им, не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертинного, неустойчивого и конформного типа.

Меньшинство из дезадаптированных подростков – 3% – имеют в семье тип воспитания – повышенная моральная ответственность, в то время как в обычном классе эта цифра – 17%. Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к подростку с недостатком внимания к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нем. Стимулируется развитие черт тревожно-мнительной акцентуации характера.

Чаще всего отклонение от целенаправленного воспитания встречается в семьях "деформированных" (т.е. с отчимом или мачехой) или распадающихся, когда родители все время находятся на грани развода. Постоянные конфликты в семье неминуемо приводят к противоречивому воспитанию, когда каждый из старших в семье "гнет свою линию" в отношении ребенка и подростка.

Объекты исследования: ученики школы № 49.

В таблице, где данные обычного класса – это данные учащихся одного класса, выбранные методом случайной выборки (30 человек).

В таблице, где данные дезадаптированных подростков – это данные учащихся дезадаптированных в классах школы (метод социометрии АСИУ-школа).

Выводы

1. По результатам исследования не у каждого ребенка, воспитывающегося в условиях нарушения семейного воспитания будут нарушены межличностные отношения в классе, но у каждого дезадаптанта обязательно неблагоприятная семейная ситуация.

2. Необходимо совершенствовать работу по психологическому просвещению родителей, используя различные формы (буклеты, листовки, игровые семинары, лекции, беседы и т.п.).

3. В школе необходим мониторинг не только межличностных отношений в классе, но и мониторинг детско-родительских отношений.

4. Проектирование новой системы повышения качества образования невозможно без учета потенциала семьи.

5. Формирование благоприятной психологической атмосферы в классе – это результат работы не только классного руководителя и психолога, заместителя директора по воспитательской работе и воспитателя, но и семей учащихся.

 Заключение

Переход к модели личностно-ориентированного образования делает необходимой работу с семьями учащихся.

Новая роль психологии предполагает при этом отказ от ее понимания в качестве обслуживающей образование второстепенной подсистемы и превращение ее в механизм развития педагога, учащегося и членов его семьи.

Такое понимание роли психологии требует выстраивание принципиально новых и продуктивных каналов психологизации родителей, необходимости вовлечения их в педагогический процесс не только непосредственно (посещение уроков, совместные мероприятия), но и опосредованно (создание благоприятного психологического климата в семье, способствующего здоровому и ровному развитию ребенка).

В заключении хочется пожелать всем искренней семейной дружбы, полной любви и взаимопонимания.

Рисунок: Типы семейного воспитания

1 – потворствующая гиперпротекция

2 – доминирующая гиперпротекция

3 – эмоциональное отвержение

4 – повышенная моральная ответственность

5 – гипопротекция (гипоопека)

6 – целенаправленное воспитание

Литература

  1. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. – Курс лекций. – М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996.
  2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. – М.: Изд-во РОУ, 1996.
  3. Матейчек З. Родители и дети. – М.: Просвещение, 1992.
  4. Плотниекс И. Психология в семье. – М.: Педагогика, 1991.
  5. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.: Педагогика-Пресс, 1992.
  6. Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост. И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. – М.: Политиздат, 1990.
  7. Шмелев А.Г. Острые углы семейного круга (Психология обыденной жизни). – М.: Знание, 1986.
  8. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.